Слова великих ученых Ислама о положении человека, совершившего то, что нарушает основу Ислама.
Часть седьмая
Существуют
очень важные фетвы и слова ученых Ислама, объясняяющих смысл различных
ситуаций, когда человека нужно считать неверующим. А в каких случаях человека
можно считать многобожником уже только после того, как он совершил многобожие?
А в каких случаях нельзя считать неверующим отдельно взятого человека, пока ему
не разъяснили его ошибку и пока до него не доведен довод?
Одной из
самых важных фетв в этом вопросе является фетва Постоянного Комитета по фетвам
и исламским исследованиям № 4400. О ней уже говорилось в самой первой статье
под названием «Краткий
очерк о классификациях такфира».
Также к
крайне ясным и важным фетвам в вопросе, связанном с тем, чтобы считать неверующим
конкретно взятое лицо, относятся слова бывшего муфтия Саудовской Аравии шейха
Абд аль-Азиз ибн База. Муфтий сказал: «Чаще всего люди поклоняются могилам,
совершая вокруг них обход, посвящая жертвоприношение умершим или давая им обет.
Все это является большим многобожием. Если человек умер, совершая подобные
поступки, то умер неверующим. Такого покойника не омывают, за ним не совершают
погребальную молитву и не хоронят вместе с мусульманами. Решение относительно
такого человека в Судный день примет только Аллах. Если до такого человека не
дошел призыв, то он имеет положение ахль аль-фатра[1]».
Также шейх
Абд аль-Азиз ибн Баз сказал: «Тот, кто умер, совершая многобожие, находится в
большой опасности...». После этого шейх упомянул аяты, в которых говорится об
участи многобожников, а затем добавил: «Таким людям обещано суровое наказание,
и их участь подобна участи всех остальных неверующих, совершивших большое
неверие. Решение и
законоположении относительно таких людей в мирской жизни заключается в следующем: после смерти их не омывают, за ними не
совершают погребальную молитву и не хоронят вместе с мусульманами. Если же до
кого-то из них не дошел призыв – то есть Коран и Сунна – то решение относительно такого человека в
Судный день примет Аллах, подобно положению остальных представителей ахль
аль-фатра. Более
предпочтительным мнением среди ученых относительно таких людей является то, что
они будут испытаны в Судный день. Тот, кто подчинится приказу Аллаха, войдет в
Рай, а кто ослушается – попадет в Ад»[2].
Очевидно из
первой фетвы Постоянного Комитета по фетвам и исламским исследованиям, а также
фетв шейха Абд аль-Азиз ибн База, что ученые разделяют между понятиями «считать
человека неверующим в мирской жизни», которое основывается на внешних
доказательствах и обстоятельствах, и между вынесением решения о вечном
наказании в Аду, которое основывается исключительно на решении Аллаха, Который
знает об истинном положении человека. Вывод: если человека считают неверующим в
мирской жизни, основываясь на внешних доказательствах, то это не обязательно
свидетельствует о его вечном наказании в Аду, потому что до него мог не дойти
довод. И наоборот.
Таким
образом, можно увидеть причину заблуждения двух крайних течений – мурджиитов и
хариджитов – которые заблудились в этом вопросе: для них все виды такфира
представляют собой одно целое, безо всяких классификаций и делений. Позиция же
Ахлю Сунна ва-ль-Джамаа заключается в разъяснении данных вопросов.
Продолжение в следующей статье.
[1] Ахль
аль-Фатра (أهل
الفترة)
– люди, до которых не дошел призыв посланников.
[2] «Маджму
аль-Фатава», шейх Абд аль-Азиз ибн Баз, (1/49).
Geen opmerkingen:
Een reactie posten