Слова великих ученых Ислама о положении человека, совершившего то, что нарушает основу Ислама.
Часть двенадцатая
После
разъяснения положения человека, совершившего то, что нарушает основу Ислама,
которое объяснил шейх Мухаммад ибн Салих аль-Усеймин, следует привести слова
бывшего главы Министерства по делам исламского призыва, шейха Салиха ибн Абдиль-Азиз Аль аш-Шейха.
Фетва шейха
детально расписывает те суждения, которые выносятся относительно конкретного
человека, а также законоположения, применимые к тому, кто совершил многобожие.
Шейх Салих ибн Абдиль-Азиз Аль аш-Шейх сказал: «Не следует избегать
употребления термина «многобожие» или «неверие» по отношению к тому, кто его
совершил. Пока человек совершает многобожие, то он называется многобожником и
неверующим. Но термин
«многобожие», который применяется к этому человеку, не дает право убивать его
или присваивать его имущество. Напротив, данные действия зависят от разъяснения
и призыва[1], который обязательно должен иметь место перед призывом
многобожника к покаянию. Тот, кто
совершил многобожие, называется многобожником и к нему применяются
законоположения в мирской жизни, которые применяются и ко всем остальным
многобожникам. При этом мы не можем
свидетельствовать о том, что к человеку, который совершил многобожие, будут
применены законоположения многобожника в жизни вечной. То есть мы не
свидетельствуем, что конкретно взятый человек будет обитателем огня, пока с
уверенностью не будем знать, что он отверг доказательства Корана и Сунны после
того, как они были разъяснены ему обладателями знания, или если он умер,
сражаясь под знаменем неверия»[2].
Таким
образом, шейх Салих Аль аш-Шейх разъяснил три законоположения, которые
применяются относительно определенного человека и его неверия:
Первое
законоположение – суждение
относительно человека, который на самом деле совершил многобожие, то есть
решение, связанное с вероубеждением (хукм иътикадий). Данное решение
соответствует словам великих ученых Ислама. Например, словам аль-Барбахари,
который сказал: «Если же человек совершил что-то из этого, то ты обязан вывести
его из Ислама»[3].
Второе
законоположение –
вероотступничество, следствием которого является дозволенность жизни и
имущества вероотступника. Данное решение может быть вынесено относительно
отдельного человека только судьей после призыва к покаянию, разъяснения и
доведения довода. Именно об этом упомянули ученые в книгах по фикху в главе «О
законоположениях, применимых к вероотступнику».
Третье
законоположение – когда
конкретного человека можно считать обитателем Ада, навсегда пребывающего в нем.
Данное решение не выносится относительно отдельного человека без доведения до
него доводов. Данное положение соответствует разъяснению ученых, например,
словам Ибн Таймии: «Но если речь идет про суждение о неверии отдельного
человека и о его вечном
пребывания в Аду, то данное
суждение зависит от существования условий и отсутствия того, что препятствует
вынесению суждения о неверии»[4].
Принятие во
внимание отличий между всеми этими тремя законоположениями, связанными с
убежденностью о неверии отдельного человека, очень важно. Поэтому их нужно
правильно понимать и применять, опираясь на шариатские доказательства и слова
ученых в этом вопросе.
Продолжение в следующей статье.
[1] Разъяснение и призыв в данном случае могут делать
только представители шариатской власти, а не отдельные личности или группы.
[2] Комментарии к книге «Масаиль аль-Джахилия». Первый
вопрос.
[3] «Шарх ас-Сунна», аль-Барбахари, стр. 24.
[4]
«Маджмуъ аль-Фатава», (28/500).
Geen opmerkingen:
Een reactie posten