donderdag 5 september 2019

О положении совершившего то, что нарушает основу ислама (ч.12)


Слова великих ученых Ислама о положении человека, совершившего то, что нарушает основу Ислама.

Часть двенадцатая

После разъяснения положения человека, совершившего то, что нарушает основу Ислама, которое объяснил шейх Мухаммад ибн Салих аль-Усеймин, следует привести слова бывшего главы Министерства по делам исламского призыва, шейха Салиха ибн Абдиль-Азиз Аль аш-Шейха. 
Фетва шейха детально расписывает те суждения, которые выносятся относительно конкретного человека, а также законоположения, применимые к тому, кто совершил многобожие. Шейх Салих ибн Абдиль-Азиз Аль аш-Шейх сказал: «Не следует избегать употребления термина «многобожие» или «неверие» по отношению к тому, кто его совершил. Пока человек совершает многобожие, то он называется многобожником и неверующим. Но термин «многобожие», который применяется к этому человеку, не дает право убивать его или присваивать его имущество. Напротив, данные действия зависят от разъяснения и призыва[1], который обязательно должен иметь место перед призывом многобожника к покаянию. Тот, кто совершил многобожие, называется многобожником и к нему применяются законоположения в мирской жизни, которые применяются и ко всем остальным многобожникам. При этом мы не можем свидетельствовать о том, что к человеку, который совершил многобожие, будут применены законоположения многобожника в жизни вечной. То есть мы не свидетельствуем, что конкретно взятый человек будет обитателем огня, пока с уверенностью не будем знать, что он отверг доказательства Корана и Сунны после того, как они были разъяснены ему обладателями знания, или если он умер, сражаясь под знаменем неверия»[2].
Таким образом, шейх Салих Аль аш-Шейх разъяснил три законоположения, которые применяются относительно определенного человека и его неверия:
Первое законоположение – суждение относительно человека, который на самом деле совершил многобожие, то есть решение, связанное с вероубеждением (хукм иътикадий). Данное решение соответствует словам великих ученых Ислама. Например, словам аль-Барбахари, который сказал: «Если же человек совершил что-то из этого, то ты обязан вывести его из Ислама»[3].
Второе законоположение – вероотступничество, следствием которого является дозволенность жизни и имущества вероотступника. Данное решение может быть вынесено относительно отдельного человека только судьей после призыва к покаянию, разъяснения и доведения довода. Именно об этом упомянули ученые в книгах по фикху в главе «О законоположениях, применимых к вероотступнику».
Третье законоположение – когда конкретного человека можно считать обитателем Ада, навсегда пребывающего в нем. Данное решение не выносится относительно отдельного человека без доведения до него доводов. Данное положение соответствует разъяснению ученых, например, словам Ибн Таймии: «Но если речь идет про суждение о неверии отдельного человека и о его вечном пребывания в Аду, то данное суждение зависит от существования условий и отсутствия того, что препятствует вынесению суждения о неверии»[4].
Принятие во внимание отличий между всеми этими тремя законоположениями, связанными с убежденностью о неверии отдельного человека, очень важно. Поэтому их нужно правильно понимать и применять, опираясь на шариатские доказательства и слова ученых в этом вопросе.
Продолжение в следующей статье.



[1] Разъяснение и призыв в данном случае могут делать только представители шариатской власти, а не отдельные личности или группы.
[2] Комментарии к книге «Масаиль аль-Джахилия». Первый вопрос.
[3] «Шарх ас-Сунна», аль-Барбахари, стр. 24.
[4] «Маджмуъ аль-Фатава», (28/500).

Geen opmerkingen:

Een reactie posten