maandag 17 juni 2019

Исламский взгляд на вынесение суждения о неверии


Во имя Аллаха Милостивого, Милующего.
Предисловие
Хвала Аллаху, Господу миров. Мир и благословение Его Пророку и Посланнику Мухаммаду, его семье, сподвижникам, а также всем тем, кто последовал за ним по прямому пути вплоть до Судного дня.
Цель данной серии статей: рассмотреть очень важный и в тоже время щекотливый вопрос – вопрос вынесения решения о неверии (такфир).
Анализ этой темы будет основан как на словах ранних ученых ислама, так и более поздних ученых, следовавших по пути ахли сунна уа ль-джамаа.
В статьи будет включена информация, взятая только из подтвержденных авторитетных источников, с упоминанием слов известных ученых ислама. Также и понимание вопроса такфира будет основываться именно на понимании самих ученых.
Целью данных статей является открытие завесы неясности в этом важном фундаментальном вопросе. Ибо непонимание или запутанность в нем может привести к одной из двух крайностей – к мурджиизму[1] или хариджизму[2], да упасет нас Аллах от этого!
Прежде чем мы приступим к цитированию слов ученых, хотелось бы познакомить вас с основными принципами и вопросами, предшествующими теме такфира, но неразрывно связанными с ним.
Введение
Запутанность и непонимание категорий такфира приводит к двум вышеупомянутым крайностям – мурджиизму или хариджизму. Однако позиция ахли сунна уа ль-джамаа в этом вопросе, как об этом сказали великие ученые, заключается в разделении такфира на виды и категории, у каждого из которых есть свои положения, детали и особенности.
Существует ли вообще в исламе вопрос вынесения решения о неверии?
Да, подобный вопрос существует. В качестве подтверждения сказанному приведем некоторые шариатские тексты, говорящие о законности подобного утверждения.
Аллах сказал:
"مَن يَكْفُرْ بِالطَّاغُوتِ وَيُؤْمِن بِاللَّهِ فَقَدِ اسْتَمْسَكَ بِالْعُرْوَةِ الْوُثْقَىٰ لَا انفِصَامَ لَهَا"
Кто не верует в тагута, а верует в Аллаха, тот ухватился за самую надежную рукоять, которая никогда не сломается. (смысл) (Сура «аль-Бакара», аят 256)
Условие «неверия в тагута» предшествует «вере в Аллаха», поэтому ученые ислама единодушно заявляют, что неверие во все, чему поклоняются наряду с Аллахом, является первым условием веры, без которого она не считается верой.
Также Аллах сказал о пророке Ибрахиме:
"قَدْ كَانَتْ لَكُمْ أُسْوَةٌ حَسَنَةٌ فِي إِبْرَاهِيمَ وَالَّذِينَ مَعَهُ إِذْ قَالُوا لِقَوْمِهِمْ إِنَّا بُرَآءُ مِنكُمْ وَمِمَّا تَعْبُدُونَ مِن دُونِ اللَّهِ كَفَرْنَا بِكُمْ وَبَدَا بَيْنَنَا وَبَيْنَكُمُ الْعَدَاوَةُ وَالْبَغْضَاءُ أَبَدًا حَتَّىٰ تُؤْمِنُوا بِاللَّهِ وَحْدَه"
Прекрасным примером для вас были Ибрахим (Авраам) и те, кто был с ним. Они сказали своему народу: «Мы отрекаемся от вас и тех, кому вы поклоняетесь вместо Аллаха. Мы отвергаем вас, и между нами и вами установились вражда и ненависть навеки, пока вы не уверуете в одного Аллаха». (смысл) (Сура «аль-Мумтахана», аят 4)
В аяте упоминается слово «отвергаем вас» (кафарна бикум), основой которого является слово «куфр» (неверие).
С другой стороны, существуют хадисы, предостерегающие от безосновательного вынесения суждения о неверии относительно мусульманина, не имея на это неопровержимых доказательств. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
"إذا قال الرجل لأخيه يا كافر ، فقد باء بها أحدهما"
Если человек скажет своему брату (в исламе): “О неверный!”, — это вернётся к одному из них»[3]. (смысл)
С одной стороны, ясна опасность впасть в беспочвенное обвинение в неверии, а с другой стороны видно, что такфир, как шариатское положение, является неотъемлемой частью ислама и веры в Аллаха.
Задача этого цикла статей в том, чтобы помочь разобраться в условиях и видах такфира, а также рассмотреть ряд сомнений вокруг него и ответить на них.
Продолжение в следующей статье.

[1] Суфьян ас-Саури (да помилует его Аллах) сказал: “Разногласия между нами и мурджиитами заключается в трех вещах:
1. Мы говорим: «Вера – это слова и дела», а они говорят: «Вера – это только слова, а не дела»;
2. Мы говорим: «Вера увеличивается и уменьшается», а они говорят: «Вера не увеличивается и не уменьшается»;
3. Мы говорим, что есть лицемерие, а они говорят: «Лицемерия нет!».
См. «Сыфат ан-Нифак», стр. 74.
[2] Первая секта, появившаяся в исламе. «Те, которые обвиняют в неверии мусульман за совершение больших грехов и выступают против единства мусульман и их правителей» (См. «аль-Хаваридж», д-р Насыр аль-Акль, стр. 28)
[3] Аль-Бухари (6103) со слов Абу Хурайры; Ахмад (2/18) и аль-Бухари (6104) со слов Ибн Умара.

Geen opmerkingen:

Een reactie posten