Вид первый: такфир с точки зрения того, кто выносит суждение о неверии, а также следующих за этим законоположений, бывает:
1 – Такфир в вероубеждении (الاعتقادي)
Кто может выносить это решение?
Его выносит мусульманин у себя в сердце на основании ясных неопровержимых доводов относительно человека, который совершил ясное большое многобожие в общеизвестных фундаментальных вопросах (معلوم من الدين بالضرورة). Например, если кто-то обратился с мольбой не к Аллаху или зарезал жертвенное животное не ради Аллаха.
Что за этим следует?
Мусульманин должен иметь подобное убеждение в сердце и, в основе, он не должен про это кому-либо сообщать, чтобы избежать распространения смуты. Доказательством этого является хадис Хузейфы ибн аль-Йамана (да будет доволен им Аллах). В нем сказано, что когда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сообщил Хузейфе (да будет доволен им Аллах) имена лицемеров, к нему подошел Умар ибн аль Хаттаб (да будет доволен им Аллах) и сказал: «О Хузейфа, я спрашиваю тебя именем Аллаха, не назвал ли Пророк моего имени вместе с лицемерами?” Он сказал: «Нет, и после этого я ни о ком тебе не скажу»[1].
Великого ученого шейха Абд аль-Азиза ибн База (да помилует его Аллах) однажды спросили: «Запрещено ли простому человеку выносить суждение о неверии?» На что шейх ответил: «Простой человек может выносить суждение о неверии только на основании доказательств. Проблема заключается в том, что у простого человека нет знаний, но это не исключает, что у него могут быть знания в каком-то определенном вопросе. Например, тому, кто отрицает запретность прелюбодеяния, выносят суждение о неверии как простые люди, так и ученые».
Далее шейх продолжил: «Если кто-то скажет, что многобожие разрешено, что людям можно поклоняться идолам, звездам или джиннам, то такому человеку (также) выносится решение о неверии»[2].
Следует обратить внимание, что после вынесения такого такфира мусульманин не имеет право причинять зло или отбирать имущество человека, который совершил многобожие. Это исключительное право шариатского судьи после вынесения им судебного такфира, как об этом будет говориться далее.
После вынесения такфира в вероубеждении за таким человеком нельзя совершать молитву, есть зарезанное им мясо и выдавать за него замуж или жениться. Также за такого человека нельзя совершать заупокойную молитву. Все это касается того, кто явно узнал о совершении этим человеком большого многобожия в ясных религиозных вопросах.
2 – Судебный такфир (القضائي)
Кто может выносить это решение?
Решения о неверии в данном случае может выносить только шариатский судья, обладающий законными полномочиями со стороны государства. Обычный человек не имеет права выносить судебный такфир.
Что за этим следует?
После того, как до судьи дошли явные неопровержимые доказательства о том, что какой-то человек совершил явное большое многобожие, его три дня (или три раза) призывают покаяться и вернуться в ислам. Если же он отказывается, то государственный суд должен казнить такого человека, его жена считается с ним разведенной, а имущество переходит в общую казну мусульман.
Подводя итог сказанному, хотелось бы упомянуть очень важное разъяснение ученых в вопросе такфира, который объясняется в фетве №4400 Постоянного Комитета по Фетвам и Исламским исследованиям:
Вопрос: Существуют люди, которые говорят: «Каждый, кто признает посланническую миссию пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), направляется к Кыбле в молитве, пусть даже совершая земной поклон своему шейху, он не попадает в неверие и не называется многобожником». Дошло до того, что такие люди говорят: «Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб ошибся и запутался, говоря о вечном пребывании многобожников в огне, если они не покаялись». Также они говорят: «Многобожники этой общины будут наказаны, но затем будут введены в Рай». Также они говорят, что никто из общины Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) не останется навечно в огне.
Ответ: Если тот, кто уверовал в послание пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), а также во все то, что пришло в шариате, после этого совершит земной поклон не Аллаху – будь то святому, умершему или шейху какого-либо течения – то такой человек считается неверующим, отступившим от ислама, поклоняющимся наряду с Аллахом кому-то другому. И пусть даже он будет произносить два свидетельства в момент своего земного поклона. Причина этого – совершение им земного поклона не Аллаху.
Но такой человек может быть оправдан по невежеству прежде, чем к нему будет применено наказание, пока он не узнает и до него не будет доведен довод. Ему предоставляется три дня для того, чтобы он разобрался в себе, и, возможно, он покается. Но если после разъяснения он продолжит совершать земной поклон не Аллаху, то его убивают за вероотступничество. Доказательством этому являются слова Пророка (мир ему и благословение Аллаха):
"من بدل دينه فاقتلوه"
Убейте того, кто поменял свою религию[3]. (смысл)
Таким образом, разъяснение и доведение довода осуществляется для его оправдания прежде, чем над ним будет применено наказание, а не для того, чтобы после разъяснения он назывался неверующим. Ибо он называется неверующим уже после того, как совершил земной поклон не Аллаху или обет-поклонение, или заклание жертвенного животного (например, барана) не Аллаху[4].
Коран и Сунна указывают на то, что тому, кто умер на многобожии, нет прощения и он вечно пребудет в огне. Доказательством этому являются слова Аллаха:
"إِنَّ اللَّهَ لَا يَغْفِرُ أَن يُشْرَكَ بِهِ وَيَغْفِرُ مَا دُونَ ذَٰلِكَ لِمَن يَشَاءُ"
Воистину, Аллах не прощает, когда к Нему приобщают сотоварищей, но прощает все остальные (или менее тяжкие) грехи, кому пожелает. (смысл) (Сура «ан-Ниса», аят 48)
А также слова Аллаха:
"مَا كَانَ لِلْمُشْرِكِينَ أَن يَعْمُرُوا مَسَاجِدَ اللَّهِ شَاهِدِينَ عَلَىٰ أَنفُسِهِم بِالْكُفْرِ أُولَـٰئِكَ حَبِطَتْ أَعْمَالُهُمْ وَفِي النَّارِ هُمْ خَالِدُونَ"
Не полагается многобожникам оживлять мечети Аллаха, свидетельствуя о собственном неверии. Тщетны их деяния, и они вечно пребудут в Огне. (смысл) (Сура «ат-Тавба», аят 17)
Весь успех - от Аллаха. И да благословит Аллах нашего Пророка Мухаммада, его семью и сподвижников.
Постоянный Комитет по научным исследованиям и фетвамГлава комитета: Абд аль-Азиз ибн Абд Аллах ибн БазЗаместитель главы комитета: Абд ар-Раззак АфифиЧлен комитета: Абд Аллах Ку'уд
[1] Ахмад. Шу`ейб аль-Арнаут сказал: «Цепочка передатчиков этого хадиса достоверная, а ее передатчики заслуживают доверия по условиям аль-Бухари и Муслима».
[2] Комментарии к книге «Тайсир аль-Азиз аль-Хамид», шейх Ибн Баз, стр. 34. Предисловие к этому изданию написал великий ученый шейх Салих аль-Фавзан. Эта книга была издана в сборнике книг «Аль-Фаваид аль-Ильмия мин ад-Дурус аль-Базия», т. 2).
[3] Аль-Бухари (3017). Хадис сообщается от Ибн Аббаса (да будет доволен Аллах им и его отцом).
[4] Именно эта фраза является ключевой в данном вопросе.
Geen opmerkingen:
Een reactie posten